Грузоперевозки в России
Высокие темпы развития рынка автомобильных грузоперевозок России отмечают даже западные аналитики. Однако радоваться тут особо нечему: рынок растёт уже хотя бы потому, что до приемлемого качества перевозки грузов Россия доживёт еще не скоро. Две беды нашей огромной страны на грузовые перевозки влияют крайне негативно.
Не выдерживающее никакой критики качество автомобильных дорог существенно увеличивает расходы на амортизацию, что не делает дешевле перевозки. Москва и область еще могут похвастаться неплохими дорогами, но вот в регионах ситуация на федеральных трассах обстоит намного хуже: своими силами дороги федерального значения чинить и не собираются, а приписанные к дорогам ремонтные бригады не могут поддерживать их в хорошем состоянии.
Наложили отпечаток и особенности формирования рынка: автогрузоперевозки «выхватывали» сладкие кусочки у мощной сети железных дорог. Статистика свидетельствует, что до сих пор более трети объёма перевозки грузов Россия производит на железнодорожном транспорте. И хоть компании, осуществляющие автогрузоперевозки, и перестали быть бедными родственниками за богатым столом российских железных дорог, конкурировать с общенациональной сетью автомобильный транспорт пока не в состоянии, по крайней мере, на дальних расстояниях.
Но есть и положительные – для рынка услуг по перевозке грузов – моменты. Наиболее ярко об этом свидетельствует поведение владельцев крупных добывающих компаний. Не так давно владелец Новолипецкого Металлургического комбината Владимир Лисин выразил готовность приобрести блок-пакет акций «дочки» РЖД «Первая Грузовая компания», которая создавалась исключительно для того, чтобы уйти от государственного регулирования тарифов. Аналитики считают, что даже приобретение блок-пакета не позволит г-ну Лисину реально влиять на политику перевозчика. А вот для автотранспортных компаний это радостный звоночек. При дальнейшем повышении аппетитов российских железных дорог представится отличная возможность составить «железячникам» конкуренцию в сегменте внутренних перевозок.
Но это – перспектива достаточно отдалённая. Сегодня же наибольшую динамику развития показывают перевозки грузов на небольшие расстояния. Внутри регионов и по межрегиональным маршрутам шустро бегают небольшие грузовички «газель». Перевозки скоропортящихся товаров, продуктов питания и тому подобного груза из региона в регион и внутри региона практически полностью захватили «детки» Горьковского автозавода.