Ретейлеры могут лишиться дополнительного дохода
Велика вероятность, что скоро введут запрет для торговых сетей на взимание платы с поставщиков за дополнительные услуги. Сюда относятся маркетинговые мероприятия, рекламные акции и программы скидок, размещение на лучших витринах, включение товара в ассортимент новых точек.
На рассмотрение Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внесен ряд поправок к Закону о торговле. В случае их принятия устоявшиеся правила сотрудничества поставщиков с торговыми сетями могут в корне измениться.
Ретейлеры на самом деле ввели множество платных услуг для поставщиков. По информации, предоставляемой производителями, дл того чтобы реализовать в торговой сети крупную партию товара, кроме традиционных ретроскидок необходимо оплатить логистические услуги по распространению партии по торговым точкам, а также услуги по мерчендайзингу и размещению товаров на лучших позициях. Это приводит к тому, что доход поставщиков значительно снижается, а некоторые даже терпят убытки при реализации товара через торговые сети. Соответственно, производители вынуждены учитывать дополнительные расходы в конечной цене, то есть всё эти затраты ложатся на плечи покупателя.
Генеральный директор компании по реализации маркетинговых исследований «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров высказал мнение, что введение таких ограничений не пойдёт на пользу производителям, поскольку маркетинговые мероприятия являются основой свободной конкуренции. Ретейлеры же после принятия поправок вынуждены будут самостоятельно изменять механизмы взаимодействия с поставщиками и проводить дополнительное обучение персонала.
Специалист по контролю в сфере торговли Андрей Даниленко считает, что из-за существенных неудобств ретейлеры будут оказывать сопротивление нововведениям. Поэтому он считает маловероятным принятие поправок. Также в любом случае торговые сети не останутся без дополнительного дохода, просто сам способ получения маржи претерпит изменения в соответствии с новым законодательством. Ранее был принят запрет на получение ретейлерами бонусов, именно после этого и была введена плата за маркетинговые мероприятия. По мнению Даниленко без жесткого контроля над наценками ретейлеров проблему сверхприбылей торговых сетей решить вряд ли удастся.