Общие сведения
Торговля пищевыми продуктами имеет большое народнохозяйственное значение. Ее основная задача — наиболее полное удовлетворение потребностей населения в пищевых продуктах.
Реализация пищевых продуктов может производиться как через стационарную торговую сеть (продовольственные магазины, киоски, ларьки, рынки и т. п.), так и через передвижную торговую сеть (лотки, тележки). В современных условиях в продовольственных магазинах наряду с обычными формами обслуживания населения — через прилавок — широко используются новые, более прогрессивные формы: самообслуживание, продажа с отрытой выкладкой продуктов, прием предварительных заказов и доставка заказанных товаров на дом.
В отличие от предприятий общественного питания на предприятиях торговли пищевые продукты не подвергаются кулинарной обработке. Первоначальные свойства их могут изменяться только под влиянием условий внешней среды при хранении и реализации пищевых продуктов. Неправильное хранение, несоблюдение условий и сроков реализации пищевых продуктов, санитарного режима предприятия и правил личной гигиены могут ухудшить органолептические свойства продуктов и даже привести их в негодность.
Основными задачами, стоящими перед санитарной службой при организации санитарного надзора за предприятиями торговли, являются: 1) контроль за качеством пищевых продуктов, реализуемых через торговую сеть; 2) контроль за хранением, соблюдением правил отпуска продуктов покупателям, сроков и условий реализации пищевых продуктов; 3) контроль за санитарным состоянием предприятий торговли; 4) контроль за состоянием здоровья и соблюдением правил личной гигиены работников, обслуживающих предприятия торговли.