Ученые предлагают ввести в России цветную маркировку продуктов
В Евразийскую экономическую комиссию внесен новый проект, касающийся изменения маркировки пищевых продуктов. С инициативой выступил национальный исследовательский центр «Здоровое питание». В качестве базовых для новой маркировки приняты нормы, которые английское The UK Food Standards Agency (Королевское Агентство по пищевым стандартам) недавно разработало специально для Евросоюза.
Система новой маркировки называется «светофор» и в Великобритании уже несколько лет применяется на добровольной основе. Согласно этой системе процентное содержание от суточной нормы и общее количество соли, насыщенных жирных кислот, жиров и сахара (эта четверка питательных веществ жизненно важна для состояния здоровья) не только указывается на лицевой стороне упаковки пищевых продуктов, но и выделяется зеленым, желтым или красным цветом. Эти цвета наглядно показывают, следует ли увеличивать в рационе питания объем вышеперечисленных веществ, сохранять потребление на среднем уровне или же уменьшать его.
Маркировка «светофор», как показали исследования, помогает людям выбирать более здоровые пищевые продукты (вероятность правильного выбора существенно увеличивается), и таким образом способствует борьбе с ожирением и спровоцированными ним болезнями, которые считаются самой серьезной проблемой здоровья современного человечества. Российские ученые уверены, что в нашей стране также необходимо внедрить аналогичную систему маркировки для решения проблемы все возрастающего ожирения.
Польза такой системы уже подтверждена исследованием в группе из 250 простых российских потребителей. Вначале они должны были выбрать 1 из 2 пицц одного производителя, на которых была нанесена стандартная маркировка – стоимость и состав (в одной пицце жиров было больше, в другой меньше). После этого они должны были выбрать из тех же пицц, но уже промаркированных по системе «светофор». Низкий процент жира в одной из пицц, выделенный зеленым цветом, оказал значительное влияние на выбор. В то время как меньшие цифры, не выделенные цветом, практически не привлекли внимание потребителей. Вывод ученых однозначен: маркировки цветом оказывает на выбор более здоровой пищи большое влияние. Данные, полученные в ходе этого эксперимента, опубликованы в журнале International Journal of Consumer Studies.
Маркировка пищевых продуктов в России прописана в техническом регламенте, принятом в июле 2013 года. Но данные правила уже неактуальны. Более того, производители имеют возможность обходить его предписания, поскольку ключевые нормы, запрещающие это, не определены. Минимальный размер шрифта не нормирован, что дает возможность производителям использовать для нанесения маркировки настолько мелкий шрифт, что пользователь прочитать ее просто не может. Маркировки содержат только данные о белках, жирах и углеводах, информации о питательной ценности нет. Этого мало, чтобы пользователь имел возможность остановить свой выбор на продукте, действительно полезном для здоровья.