Горизонты столичной торговли
Рассказывает начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома Н. ТРЕГУБОВ.
Сотни лет назад Москва уже была крупнейшим торговым центром страны. Недаром звали ее купеческой. Впрочем, вот каким был этот центр. Гиляровский писал: «Лавчонки мрачны даже днем,— что в них лежит, разглядеть нельзя. …Они только по наружному виду кажутся еще сносными, а помещения, закрытые от глаз покупателя, ужасны». К торговым рядам Сухаревки, Китайской стены, Хитровки, Охотного ряда стекались чиновники и купцы, кухарки и рабочие. «Все это толкалось, спорило из-за копейки, а охотнорядец рассыпался перед покупателем, памятуя свой единственный лозунг: «не обманешь — не продашь».
После Великой Октябрьской революции рухнула старая купеческая Москва. Сегодня на месте жалких, грязных лавчонок выросли крупные магазины с просторными, светлыми залами. В столичной торговле работает более 200 тысяч человек, из них более 30 тысяч специалистов имеют высшее и среднее специальное образование.
ГУМ, ЦУМ, Детский мир, Дом обуви, Дом ткани, великолепные магазины на проспекте Калинина — кто из москвичей и гостей столицы не знает этих поистине торговых дворцов XX века!
Наверное, ничто так не свидетельствует об обжитости ново(о района, его благоустройстве и популярности среди москвичей, как появление хорошего магазина. Резко возросло число пассажиров на станции метро «Щелковская» после того, как здесь открылся новый торговый комплекс. В летнее время ярмарку в Лужниках посещает гораздо больше людей, нежели знаменитый стадион. Калининский проспект, ставший едва ли не главной торговой улицей столицы, затмил своей прекрасной рекламой и популярностью даже улицу Горького. А ведь, вспомните, совсем недавно, в первые месяцы его существования, здесь было пустынно, и скептики поговаривали о том, что москвичей трудно будет привлечь на эту холодную высокую магистраль…
У нас, работников торговли, есть, может быть, самый точный барометр признания той или иной улицы, того или иного магазина. Этим барометром служит товарооборот. Крупнейший гастроном столицы, «Новоарбатский» (его торговые залы составляют площадь в 4 тысячи квадратных метров), вначале выручал ежемесячно 2,5 миллиона рублей, сегодня эта выручка стабилизировалась и составляет уже 5 миллионов.
Новые магазины быстро становятся «старыми знакомыми». Сегодня вряд ли кто из москвичей назовет «новыми» универмаг «Первомайский», магазины «Синтетика», «Людмила», Дом мебели, гастроном «Ленинград» и многие другие, а ведь они появились в последние годы. Только за минувшую пятилетку — преимущественно в новых районах города — было построено 970 магазинов. Сегодня розничная торговая сеть столицы насчитывает более десяти тысяч самых разнообразных магазинов, за прилавками которых стоит почти 60 тысяч продавцов. В девятой пятилетке будет построено еще не менее тысячи продовольственных и промтоварных магазинов. Растет новое здание ЦУМа, запроектированы крупные универмаги в новых жилых районах, откроются крытые рывки в Бауманском, Волгоградском , Ленинском и Пролетарском районах. Новые плодоовощные хранилища, значительная часть которых оснащена современными холодильными установками, позволят в течение всего года хранить и продавать картофель, лук, яблоки, цитрусовые и другие овощи и фрукты.
Надо отдать должное строителям — свои обязательства перед торговлей они выполняют досрочно: в первом году пятилетки вместо планировавшихся 180 новых магазинов было открыто 214. Среди них такие, как универмаг «Минск», магазины по продаже одежды, тканей, спорттоваров и товаров для детей на Дмитровском шоссе, новые универсальные магазины в Давыдкове и Химках — Ховрино.
И все же, как ни велика торговая сеть Москвы, она пока еще недостаточна. Особенно ощущается это в весенне-летний период. В это время открывается множество мелких торговых точек, развертывается, как мы говорим, мелкорозничная сезонная сеть. Каждый год весной на улицах столицы появляется свыше 20 тысяч овощных базаров, палаток, киосков, тележек, автоматов. Они обслуживают москвичей в парках, садах, на городских пляжах, в зонах отдыха. Только на летних ярмарках в Лужниках, Измайлове и на Выставке достижений народного хозяйства СССР за один сезон различных товаров продается на сумму около 200 миллионов рублей.
Pages: 1 2